Павел Пепперштейн
Посткосмос. Сновидения и капитализм1
1. ПОСТКОСМОС
Некогда Джакомо Казанова написал утопическую сказку «Протокосмос»2, где описывалась счастливая жизнь мудрых республик, располагающихся в центре Земли. Там все двуполы, ходят нагими, питаются грудным молоком, при этом все справедливы и умны, изобретают изысканные технические приспособления и производят искусственные драгоценные камни. Люди с поверхности планеты, проникшие в мир сердцевины, постепенно развращают его, заражая невинных обитателей Протокосмоса ложью, насилием, алчностью и злобой. Этим текстом великий соблазнитель никого не соблазнил: сказка не имела успеха.
В наши дни нас окружает своего рода Посткосмос — мир сплошных последствий и постэффектов. То, что называется «посткоммунистическими условиями», — лишь серия обстоятельств в необозримом ряду этихпостэффектов. Слово «посткоммунистический» звучит странно, так как коммунизм всегда располагался где-то в будущем. Таким образом, «после коммунизма» — это как «после будущего». Это нередко и имеют в виду, говоря о «посткоммунизме», и подразумевают, что это была утопия, некая иллюзия, на смену которой пришла пусть и жестокая, но реальность. Но и капитализм обладает утопической программой, он невозможен без галлюцинации, без кинофильма, без рекламы, без каскада иллюзий, с помощью коих капитализм непрестанно продает и покупает сам себя.
Я записываю (время от времени) свои сновидения, а также коллекционирую (по примеру Фрейда) сновидения моих друзей и знакомых, которые чем-либо поразили мое воображение.
Нынешние сновидения показывают себя в контексте современного капиталистического общества, пронизанного медиальными системами, и сами сновидения выявляют себя в этом контексте как одна из могущественных медиальных систем, находящаяся в непрестанном взаимодействии с другими типами медиа, к которым можно отнести (в числе прочего) деньги, кино, рекламу, телевидение, массовую музыку, дизайн, компьютерную сеть, медицину и наркотики. В этой книге появились такие главы, как «Сновидения и телевидение», «Сновидения и кино», «Сновидения и наркотики», «Прагматическая ценность сновидения» и прочие в этом роде.
Хочу остановиться на трех вещах, которые определяют характер функционирования сновидений при капитализме: экологическое неблагополучие, компьютерное регулирование и реклама. Начнем с экологии. Ленин когда-то сказал, что пролетариат станет могильщиком капитализма. Но больше нет пролетариата — на кого же возложить эту миссию? А точнее, не на кого, а на что может быть возложена эта миссия? Где та граница, которая станет пределом капиталистического мира?
Возможно и вероятно, это будет экологическая граница. Капитализм в разворачивании своего фантазма о будущем не скрывает, что он не хочет и не может быть экологичным, он даже не пытается создать видимость заинтересованности в том, чтобы сохранить естественную среду. Наоборот, деструктивная тенденция капитализма по отношению к среде афишируется, и за этим стоит определенная метафизика. Ненависть капитализма к естественной среде скрывает в себе утопическое содержание.
Человек при капитализме становится тотальной картиной мира, он обязан впитать в себя и реконструировать все нечеловеческое, за пределами же этих процедур нечеловеческому не остается места. Капитализм сообщает нам следующее: человек не желает больше жить в мире, который создан не им. Неважно, создал ли этот мир Бог, или боги, или природа, или случайные обстоятельства, или некие неведомые силы — человек в любом случае не желает ничего этого — ни зайца, ни дерева — и готов уничтожить, несмотря на все нежные чувства.
Человек (в капиталистической редакции) — это машина уничтожения нечеловеческого. Сквозь все благие экологические намерения проступает программа: уничтожить все и все восстановить заново. Капитализм вводит человеческий принцип в наиболее агрессивное соударение с естественной средой, какое только возможно, и в этом, пожалуй, наиболее яркий опознавательный знак капитализма — более яркий, чем власть денег. Капитализм в принципе может освободить себя от денег, заменив их информационными и технологическими эквивалентами, но освободить себя от страсти к уничтожению и воссозданию нечеловеческого он не сможет никогда.
Деньги как система тотальной эквивалентности являются лишь одним из универсальных знаков человека и человечности, которыми пользуется капитализм. Все, что производит человека (скажем, секс и деньги), принимается, и всему этому придается генерализующий статус.
Телевидение (например, ВВС) транслирует научно-популярные программы, где объясняется, почему не следует чересчур заботиться о Земле: она все равно обречена. Солнце расширяется, и Земля скоро (всего-навсего через пару миллионов лет) будет сожжена. Катастрофическое потепление климата — живая иллюстрация этого процесса. Предпочитают не говорить о том, что наука и технологии должны бы спасти терморегуляцию и климат Земли. Скорее говорят: бессмысленно тратить силы и деньги на глобальные экологические программы, наоборот, силы и деньги следует вкладывать в те научные исследования и технологии, которые помогут отсюда сбежать.
И перед нами разворачивается глубокое, эшелонированное сновидение капитализма — сон-мечта о космическом бегстве, о вечном скитании в беспредельном и безвоздушном пространстве: то, что еще в 1968 году великолепно экранизировал Стенли Кубрик в кинофильме «Космическая Одиссея». Корни этого проекта можно обнаружить в Библии, в священной книге Запада, — это история Ноя и его ковчега, рассказ о праведном предпринимателе, спасающемся из обреченного мира. И вот выстраивается предварительный, эскизный маршрут бегства — сначала на Марс, потом на планету Европа, чья рекламная кампания уже развернута. Названия планет, на которых людям предлагают временно обосноваться, не случайны.
Бог войны (ведь именно военно-промышленный комплекс субсидирует космические исследования) и похищенная Зевсом красавица Европа — новейшее государственное образование со звездной символикой, последнее по времени достижение глобализации, нечто вроде нового Советского Союза. Там, на планете Европа, много воды, покрытой льдом, где-то глубоко под толщами льда теплится жизнь — это космическая Атлантида, но и там не следует задерживаться, надо продвигаться дальше, реализуя программу космического номадизма. Не рекомендуется надолго задерживаться на естественных планетах. Надо создать искусственные планеты, управляемые планеты-корабли, и жить на них, странствуя, потому что естественные планеты, созданные не трудом и гением людей, а подозрительным стечением обстоятельств, тоже внушают отвращение капиталистическому сознанию.
Капитализм выстраивает свой космопроект, и этим он напоминает о временах русского космизма, и вообще этим он доказывает свое намерение совершить все то, что хотела совершить русская коммунистическая утопия. Россия под властью коммунистов периодами находилась в авангарде капиталистического западного мира. Советский Союз был вторым после США и (в те времена) гораздо более новым и поначалу более модным эскизом глобализации. Многое из элементов современной ситуации (от космических проектов до конфликта с исламом) было предвосхищено в СССР. Сейчас Россия переместилась в арьергард капиталистического мира. Возможно, это всего лишь отдых перед очередным приступом авангардизма.
Но гораздо более важный вопрос, чем вопрос о будущем России, это вопрос о том, какие приемы, какие средства самозащиты остаются в арсенале среды — ведь люди явно намерены уничтожить ее прежде, чем это сделает Солнце. Итак, капитализму противостоит среда — все животные, все растения, все насекомые, весь воздух, вся вода… И некий гипотетический разум Среды, который, возможно, есть и обладает собственным инстинктом самосохранения. В арсенале Среды (назовем ее теперь с большой буквы, как совокупное живое существо) прежде всего — болезни, а также цунами, торнадо, землетрясения и прочие подобные вещи. Но в первую очередь — вирусы. Новые и новые штаммы, новые бактерии, новые вирусы…
Давно уже Земля охвачена войной — это война капитализма и Среды, и Среда в этой войне не бездействует. Разум Среды давно уже «понял», что люди, грубо говоря, «по-хорошему не могут», их можно только очень сильно напугать, напугать так страшно, чтобы изменилась глубинная программа человечества, а лучше уничтожить людей всех до единого, чтобы потом спокойно экспериментировать с возможностями развития других видов. И Среда неторопливо подбирает ключи к тому сейфу, к тому кащееву яйцу, где сохраняется жизнь человечества.
Коровье бешенство, куриный грипп… Почти каждый сезон приносит новинку. Среда кое-чему научилась у людей, она знает теперь, что значит «ускорение темпов развития». Война миров обретает при капитализме централизующий статус. И сюжет о войне миров является центральным повествованием капиталистического мира.
Но даже во время войны продолжаются дипломатические усилия, попытки наладить контакт, выступить с мирными предложениями. Для налаживания этого дипломатического контакта с людьми Среда использует человеческие сны и галлюцинации, главным образом те, что вызваны наркотиками. Анализируя влияние наркотиков на характер сновидений, мы видим, что наркотические сновидения регулярно становятся проводником экологического сигнала. Наркотики становятся агентами Среды, возможно, потому, что они вне закона в капиталистическом обществе. Сошлюсь на одно описание в книге Станислава Грофа «Путешествие в поисках себя». Там описывается галлюцинация человека, принявшего кетамин.
В своих видениях человек превратился в нефть. Не просто в какой-то объем нефти, а превратился во всю нефть, какая существует в глубинах Земли и на Земле. Он приобрел сознание нефти. Он осознал, как нефть ощущает себя, он помнил ее памятью (а память нефти огромна), он ощутил ее нежелание служить людям, почувствовал состояние изнасилованности, прочувствовал унижение, которому нефть подвергается, когда ее выкачивают из ее подземных озер и океанов и заставляют обслуживать отвратительные для нефти потребности людей.
Галлюцинация в целом критически освещала человеческие манипуляции с нефтью и нефтепродуктами. Реципиент этого галлюциноза обозначил свое переживание как IG-Farben-trip, т.е. ему пришлось помедити-ровать и на использование фашистами газа для убийства людей. Все это воспринималось этим человеком не только как насилие над людьми, но и как насилие над природными стихиями — нефтью и газом.
Эта галлюцинация о нефти представляет достойный пример принципа, общего для многих галлюцинаций, вызванных различными наркотическими препаратами. Таким образом сознания человека достигает «голос» Среды: кажется, non-human world (а это отнюдь не то же самое, что post-human world, скорее нечто прямо противоположное) пытается нечто сообщить людям, используя психоделический канал как канал тайного сообщения с человеком. Возможно, повторюсь, это происходит благодаря нелегальному статусу наркотиков. Это подобно диссидентской литературе в советское время: тогда передавали «Архипелаг ГУЛАГ» друг другу, и при этом по телефону его надо было называть «Тургенев» или «килограмм моркови».
Если мы спросим себя, что сейчас в нашей жизни подлежит подобной шифровке, то ответ: все, что связано с наркотиками. Все препараты обладают конспиративными кличками и кодовыми обозначениями: отсюда проистекает целый язык, обширная теневая литература, позволяющая множеству людей с полуслова понимать друг друга. За этим стоит, в этом зашифрована тайная, теневая сигнализация со стороны нечеловеческих форм жизни. Собственно, если вообще пестовать в себе надежду, то она произрастает именно в этой области — в области психоделических субкультур. Современное капиталистическое общество пытается убедить нас, что все это осталось в далеких 60-х и 70-х годах, во времена психоделической революции, но психоделические революции происходят и в наши дни, более того, психоделический фармаком интегрирован в самую сердцевину мира потребления.
Следует согласиться с замечанием Мишеля Уэльбека, что потенциал идеологии New Age огромен и только сейчас начинает активно реализовываться на массовом уровне. Капитализм психоделичен насквозь, но шизофрения позволяет ему удерживать наркотики на нелегальном положении: наркотические субкультуры воспринимаются капиталистическими государствами (т.е. всеми государствами) как диссидентские, потому что эти субкультуры предали человеческий принцип, «общее человеческое дело».
Какие из всего этого можно сделать выводы? Возможно ли в рамках капитализма мирное сосуществование человека и Среды? Полагаю, нет. Либо капитализм будет вытеснен усилиями агентов среды и эта система’ грез переродится в нечто иное под влиянием уже не пролетарской революции, а под влиянием вирусов, катаклизмов, болезней, наркотиков, либо капитализм уничтожит Землю и улетит в свой полет на Европу. Триумф капитализма наступит тогда, когда post-human world окончательно вытеснит non-human world: люди (в их капиталистической редакции) готовы в принципе умереть, но только от руки собственных порождений, от руки детей своих, т.е. машин. Во всяком случае, все фильмы о будущем, от «Терминатора» до «Аниматрицы», никак не могут найти себе другого сюжета взамен этому единственному.
2. СБОЙ КОМПЬЮТЕРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Вторым после экологической катастрофы обстоятельством, влияющим на характер сновидений при капитализме, является представление о тотальном компьютерном регулировании и о внезапном сбое и коллапсе этого регулирования.
Эта тема является во множестве сновидений. Сон современного человека часто подается как компьютерная программа или как некое шоу, которое компьютерно регулируется. В какой-то момент внутри сна инсценируется срыв компьютерной программы, сбой. Тема сбоя компьютерной программы инсценируется во множестве сновидений множества людей, причем эстетика и последствия этого сбоя бывают самые разнообразные. Я знаю это и по своим сновидениям, и по сновидениям своих знакомых. Очень показательны в этом смысле два фильма, недавно вышедшие на экраны: новая «Матрица» и новый «Терминатор».
В «Терминаторе-3» выясняется, что все подвиги предыдущих терминаторов были совершены зря, напрасно звучал весь этот мессианский пафос о спасении мира. Выясняется, что мир спасти не удалось в результате внедрения некой злой программы «Sky Net* («Небесная сеть»). Примерно то же и в последней «Матрице». Подвиги предыдущих героев фильма, подвиги революционно настроенных борцов с неподлинной реальностью3прошли впустую, это была очередная уловка очередной программы. Это такой германо-скандинавский пессимистический эсхатологический вариант. Жизнь богов нужна не для того, чтобы спасти миры, а наоборот: чтобы все погибло и рухнуло в героическом исступлении, что является божественным проявлением древней «яростно-беззаветной» германской и скандинавской традиции.
Недавно в Нью-Йорке и других городах Америки погас свет. Я увидел это по телевизору, а затем открыл тетради с записями старых сновидений и нашел много сюжетов на эту тему. Некоторые сны заранее любезно показывали эту ситуацию в Нью-Йорке, и даже в более экзотических вариантах, чем это произошло в действительности. Моим знакомым и мне самому неоднократно снилось сплошное погасание света, остановка всех приборов, отключение всей техники.
3. РЕКЛАМА
Сон при капитализме строится как реклама. И то и другое — бесплатные вещи. Известно, что при капитализме все стоит денег, за все надо платить, и единственное, что дается человеку бесплатно, — это сны и реклама. Сон с легкой или тяжелой руки доктора Фрейда называется миром желаний. Также определяется и реклама. Причем реклама не сводится к рекламе товаров. Реклама больше, чем мир товарного обмена, она больше, чем мир потребления. Рекламируются такие вещи, как любовь. По всей Москве развешены огромные постеры со словами «Я люблю тебя», и дело не в том, что нас хотят заставить купить презервативы или что-то в этом роде, — нет, рекламируется любовь как таковая.
Рекламируется хорошее отношение к родителям («позвоните родителям»), добрые человеческие чувства. Политическая реклама рекламирует политику. Новостные каналы CNN и ВВС не только сообщают новости, но и рекламируют новостные программы. Реклама новостей на этих каналах занимает почти столько же места, сколько и сами новости. Таким образом сновидения человека, живущего в этом пространстве, становятся рекламой сновидения. Множество изученных мной сновидений (как моих, так и моих знакомых) построены как самореклама. Сновидение не просто показывает себя, оно себя рекламирует. Оно показывает, что оно может, старается удивить. Сновидение говорит: «Вы думаете, что мы тут на месте стоим? Мы работаем! Вы сейчас увидите такое, чего вы еще год назад не могли увидеть в своих сновидениях».
И действительно, демонстрируется что-то поразительное, что еще год назад не появлялось в сновидениях. Этот мотив усовершенствования — иногда каких-то бредовых микроскопических усовершенствований, иногда очень серьезных — постоянно присутствует в сновидениях. То же самое с наркотическими галлюцинациями. В них звучит реклама препарата: «Вот так может наша творческая лаборатория!» — говорит некий голос. И опять тема развития и новации. «Даже если вы съели психоделические грибы — вы думаете, что это те грибы, которые ел ваш дедушка? Нет, это совсем другие грибы, вы сейчас увидите, это даже не те грибы, которые вы ели в прошлом году». Налицо навязываемый капитализмом темп развития, постоянного достижения, чем-то это напоминает сталинский мир, где бесконечно происходила ВДНХ, но в сталинском мире эта выставка была ограничена храмовым комплексом, а капитализм превращает весь мир в выставку достижений капиталистического хозяйства.
4. ИСТИНА СНА
Все эти наблюдения — «Сновидения и экология», «Сновидения и компьютерное регулирование», «Сновидения и реклама» — хочется обобщить философским пассажем «Сновидения и их отношения к истине». Почему сновидения играют при капитализме столь исключительную роль? Почему они становятся ключом к пониманию капитализма? Просто потому, что сновидения представляют собой неверифицируемую реальность.
Они являются тем местом, где отсутствует возможность установления истины. Невозможно никакими силами установить относительно сновидения (пересказываемого, выходящего в план вторичного экспонирования), являются ли все эти пересказы правдой или ложью. Фрейд хотел создать эффективную терапию неврозов и новое глубокое знание о человеческой душе, а создал основание для идеологии общества потребления. Он сделал то, чего делать не собирался. Тем не менее значение того, что произошло, оказалось еще больше, чем если бы он осуществил свое намерение.
Так же как открытие Америки повлекло за собой более важные последствия, чем открытие нового пути в Индию. Поэтому имеет огромное значение отношение Фрейда к теме лжи и правды в сновидении: он высказался в том смысле, что для психоаналитика безразлично, говорит ли ему пациент правду о своем сновидении, или он о своем сновидении лжет.
Все, что говорит пациент, является в равной степени ложью и истиной, в равной степени ценно как материал для аналитика. Это стало символом веры современного медиального капитализма, который стремится создать неверифицируемую реальность, реальность, к которой критерий подлинности невозможно применить. Это вызывало ужас у некоторых мыслителей, например у Хайдеггера.
У других наблюдателей это вызывает экзальтацию и приступы надежды и радости. Человек осознается как ложь в принципе; когда человек становится тотальным, он заслоняет собой все те бесчисленные невидимые причины и обстоятельства, которые составляют истину. Леонардо да Винчи замечательным образом сказал (и эти слова цитирует Фрейд в одной из своих работ): «Природа полна бесчисленных причин, никогда не становящихся достоянием опыта». То, что он сказал о природе, можно отнести к истине.
Истина состоит из бесчисленного количества невидимых обстоятельств, которые невозможно высказать, но все они находятся внутри истины, как неухватываемые и неисчислимые реальности. Это не антропоморфное понимание истины. При капитализме «человека» охватывает энтузиазм по части полного устранения истины, «человек» хочет заменить ее ложью, которая совпадает с надеждой: пусть можно будет лгать бесконечно, и пусть никакие посторонние силы и обстоятельства не смогут ограничить поток этой лжи — это и станет путешествием на планету Европа или еще куда-то в пылегазовые скопления.
Мне всегда нравился образ газово-пылевых скоплений, которые огромными разноцветными облаками висят где-то в космосе, они очень яркие, там все время меняются цвета, поскольку неоднородный химический состав этих скоплений по-разному преломляет свет звезд, и эти скопления являются протозвездами: затем, уплотняясь, они образуют звезды. Нынешний мечтательный капитализм (назовем его наконец омейрокапитализмом) хотел бы увести постлюдей внутрь этих пестрых миров, достаточно аморфных и подвижных, где можно было бы на искусственных планетах увлекательно блуждать, странствовать, инициировать какие-то войны, приключения, поскольку именно приключения принципиально важны, и вот там и развернутся перспективы новых прекрасных «межзвездных» приключений: Star Wars, Star Trecks и т. д.
5. КАПИТАЛИЗМ КАК ПЕРСОНАЖ
Название «Сновидения и капитализм» воспринимается как hommage Делезу и Гваттари и их «Анти-Эдипу», чье второе название — «Капитализм и шизофрения». «Анти-Эдип» явился сочинением, в котором левый дискурс произвел достаточно радикальный анализ своих собственных риторических фигур, а критика капитализма была еще раз осознана как литературный жанр, имеющий авторитетную традицию. Формальным самоопределением левой политической мысли были озабочены многие и до Делеза и Гваттари, но авторы «Анти-Эдипа» совершили следующее простое открытие: весь левый дискурс собирает себя вокруг одного-единственного слова — «капитализм». Все, что ни есть на свете левого, разгадывает одну-единственную загадку — загадку капитала.
Это своего рода «понимание понимания», ведь «капитал» происходит от итальянского capito (понимать). Следуя этому пониманию, и я, говоря о сновидениях наших дней, пользуюсь словом «капитализм», ведь это слово — сезам. Его не заменить другими обозначениями вроде «общество потребления», или «информационное общество», или «техногенная цивилизация», или «медиальный мир», хотя каждое из .этих обозначений по-своему релевантно. Даже такие слова, как «неокапитализм», или «медиальный капитализм», или «онейрокапитализм» признаны скрыть (или, наоборот, выявить), что капитализм по сути своей остался тем же, каким был в те далекие времена, когда о нем писал Маркс.
И задолго до Маркса капитализм (рынок) уже был собой — симулякром и конкурентом естественной среды, стихией человеческого как такового. Достаточно посмотреть EuroNews по телевизору, чтобы заметить композиционный параллелизм двух сводок сообщение о погоде и сообщение о состоянии бирж и фондовых рынков. «Индекс NASDAQ» и «Антициклон» — вот примеры имен новейших героев-богов из воюющих армий. Итак, достаточно написать «капитализм», чтобы текст стал левым. Является ли левым данный текст о сновидениях, где слово «капитализм» встречается чаще, чем любое другое? Не знаю. Введение инстанции сновидения проблематизирует эту ситуацию: в сновидении нет политической ориентации.
Но это не означает, что сновидение аполитично. Крах или же коллапс политической ориентации — это политическое событие, одно из самых важных политических событий, какие только могут произойти.
Коллективные сновидения (производящиеся усилиями масс-медиа) порождают, в свою очередь, политические галлюцинации, разрушающие ту систему политических координат, что еще не так давно казалась всем очевидной.
Но, кроме капитализма как среды, конкурирующей с природной средой, есть еще и капитализм как персонаж — идеальная символическая фигура, «дух» или «демон» капитализма. Что это за персонаж? Этот персонаж — вампир. Вампир — это труп, который стал машиной — машиной, демонстрирующей свою зависимость от энергоресурсов (кровь, нефть). Замечу, что деятельность классического вампира разворачивается не в контексте войны, а в контексте любви. Акт вампиризма совершается в то время и в том месте, что предназначены для акта любви. Вампир-мужчина входит в спальню девушки, наклоняется к ней — словно для поцелуя. Поцелуй переходит в укус. Девушка-вампир впивается в шею своего возлюбленного. Они поступают так не из злобы, они не могут иначе, что подчеркивает их механическую природу. Вампир — не убийца, он лишь обессиливает свои жертвы, но в общем заинтересован в их сохранении.
В противном случае они тоже становятся вампирами: связь вампира с сексом не случайна — вампир занят размножением — размножением субъектов и объектов вампиризма: таким вот образом вампир удачно олицетворяет экстенсивные экономические процессы.
6. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА
Крах естественной среды, коллапс технической среды и реклама — вот три грани, которые создают призму, внутри которой Капитализм (напишем и это имя с большой буквы) «внезапно исчезает» вместо того, чтобы стать видимым во всех своих деталях. В конечном счете, как это ни странно, именно третья грань этой призмы — реклама — является гарантией исчезновения капитализма. Реклама изображает «чистое» и ничем не обусловленное желание, и в недрах этого «эйдоса желания» содержится контрэкономический потенциал взрывоопасного свойства. Нельзя забывать, что реклама дается бесплатно.
Капитализм исчезает — что же это за сценка? Эта сценка — основное сновидение капитализма, сон о собственном конце. В этом смысле капитализм — это аппарат, постоянно производящий возрастающее количество эсхатологических эффектов (связь этих эффектов с сущностью технических вещей и систем часто обсуждается). Капитализм заставляет думать, что вместе с ним уйдет в прошлое и «человеческий мир». Вся капиталистическая реклама пропитана страхом и страстью к этому исчезновению: капитализм рекламирует Апокалипсис как абсолютный товар, поглощающий своего потребителя. Все рекламные материалы, фильмы, комиксы, компьютерные игры и наркотические галлюцинации капитализма содержат в себе этот message.
В сновидениях и галлюцинациях нашего времени (еще в большей степени, чем в культурной продукции наших дней) чувствуется присутствие нечеловеческих языков, постепенное и тщательное разворачивание их синтаксиса, предварительные инсценировки их не вполне еще индексированных взаимоотношений.
Языки животных и машин, языки вирусов, насекомых и стихий, микроязыки микрогрупп и фармакодинамические языки психоактивных препаратов и лекарств — эти языки (а также многие другие) способны почти незаметно «съесть капитализм», и «человек» станет тогда необязательным эффектом, что может возникать, а может и не возникать при переводе с одного из этих языков на другой.
Так это или нет, но это — «тайное» содержание капиталистической рекламы и капиталистического сновидения.
И вот капитализм исчезнет, этот вездесущий вампирчик, исчезнет в недрах своих сновидений — как будут вспоминать о нем?
Возможно, будут ставить капитализму в вину, что в своем ускорении он подорвал тот процесс исследования мира, что так долго считался «сущностью людей», и, чтобы завуалировать это неблаговидное деяние, он инициировал уничтожение тех объектов, на изучение которых у него не хватило времени или экономической заинтересованности4 В этом различие между тоталитарным и капиталистическим подходом к уничтожению.
Тоталитарные режимы уничтожали то или иное в результате состоявшегося «понимания» объектов, подлежащих устранению: скажем, коммунистическая власть уничтожала буржуазию, потому что «понимала» ее реакционную роль, или нацисты уничтожали евреев, потому что «поняли» их расовую несовместимость с арийцами, или в Китае уничтожали воробьев в результате «понимания» их вреда для сельского хозяйства. Капитализм предпочитает уничтожать «непонятное», и это не потому, что эти уничтожаемые объекты необъяснимы в принципе, а потому, что расходы (не только денежные, но и временные) на их понимание капитализму «практически» не удается вписать в орбиту своего актуального экономического интереса.
- 1 Глава из книги В.Мазина и П.Пепперштейна «Толкование сновидений», М.: НЛО, 2005
- 2 Полное название «Икзомерон, или История Эдуарда и Элизабет, проведших 81 год у Мегамикров, коренных жителей Протокосмоса в центре Земли» (1788)
- 3 Этими борцами являются «сионисты» — обитатели Зиона (т.е. Сиона)
- 4 С этим «непроизвольным» характером капиталистического уничтожения связано то обстоятельство, что капитализм (в отличие от тоталитарных режимов) постоянно «сожалеет» о том, что сам же беспощадно уничтожил, если только ему удается сформировать хоть какое-то воспоминание об уничтоженном