Эконопсихоанализ
Дэвид Беннетт
Блеск и нищета куртизанок. Пересмотр экономики либидо
(Фрагмент1)
<…>1
В 1915 Фрейд торжественно заявил, что «высшим достижением психоаналитических исследований» явилось его «открытие» «экономической» модели психики2, описывающей психическое функционирование как экономику энергии либидо, которая может быть высвобождена через физическую активность, непродуктивно загублена в неврозе, или же вложена в интеллектуальную активность. При этом в любом случае психика, в соответствии с принципом удовольствия, стремится потратить, нежели сохранить энергию3. Согласно распространенному пониманию этой экономической модели, Фрейд руководствовался при ее создании законами таких наук, как физика, биология и нейропсихология4, однако его использование финансовых аналогий относительно того, что он называл «либидо-экономикой» и «домашней экономикой рассудка», показывают, что политическая экономика Смита и Юма вдохновляли его не меньше, чем нейропсихология Гельмгольца.
Фрейд объяснял высокую плату за психоаналитические сессии, которую он брал со своих клиентов, тем, что это представляет хорошее вложение для буржуазных невротиков, которые стремятся высвободить скрытые ресурсы своего заблокированного либидо для их продуктивного использования в бизнесе и другой профессиональной деятельности. Его клинические и метапсихологические заметки пестрят финансовыми терминами и метафорами — такими, как сравнение психотерапии с взламыванием сейфов, алхимией и добычей золота5.
Психоанализ возник и стал развиваться в то же время, что и неоклассическая экономика — в последние десятилетия девятнадцатого века. Но в то время, как Фрейд стремился создать «объективную науку» сексуального желания, свободную от моралистических или религиозных предрассудков, по аналогии с предположительно объективными и безоценочными законами физики и экономики, неоклассики работали над тем, чтобы подвести научное основание под саму экономику, переориентируя ее на новые принципы траты и желания вместо старого принципа производства.
Фрейд, конечно, передергивал факты, утверждая, что он «открыл» экономическое понимание психики, — существование денежных метафор в сексуальной психологии может быть отслежено на протяжении нескольких веков до Фрейда. Однако только в восемнадцатом веке экономическая логика стала основным козырем в религиозно-моралистической кампании против мастурбации и внебрачных связей, которые стали рассматриваться не просто как порок или грех, но и как растрата бесценных ресурсов, необходимых для здоровья тела и богатства нации.
Медицинско-моралистическая борьба с онанизмом (развернувшаяся, по оценке Лакёра, начиная с 1712 года) привела к возникновению в начале девятнадцатого века жанра популярной литературы, пропагандирующей тесную связь между сексуальной гигиеной и успехом в расцветающей буржуазной экономике среди своих читателей — молодых мужчин и женщин. Такие руководства (подробно описанные Баркером-Бенфильдом) навязывали американцам и европейцам представление, что тело представляет собой закрытую энергетическую систему; что сексуальная энергия, или желание, является личным капиталом, который может быть растрачен без всякой выгоды через мастурбацию и супружескую измену, или же — выгодно вложен в производство.
Воздержание может быть критичным для коммерческого успеха; ограничение только сексом с целью зачатия представляло один из способов сохранения этих «ликвидных» ресурсов тела, или запасов его капитала, в то время как их проматывание через онанизм и внебрачные связи могло привести к неудачной карьере, банкротству и нищете. Такие идеи циркулировали уже в первой половине девятнадцатого века — до того как Фрейд заявил о своем открытии «либидо-экономики» в рамках психоанализа и попытался обосновать свои претензии на его научный статус с помощью использования экономических терминов, с некоторыми вкраплениями физических понятий, в частности из области термодинамики.
<…>
Но — оставим сейчас в стороне планы Фрейда создать чисто научный психоанализ, не связанный с политикой, — экономические аспекты теории у него и у Райха отличались радикально. Почитатель Смита и Юма, Фрейд перенес «количественные» методы политической экономии из общественной сферы в сферу частного функционирования психики, одновременно заимствовав классическую экономическую модель недостатка и установив изоморфизм между экономическим моралистическим различием между продуктивным и непродуктивным потреблением и различием между продуктивным и непродуктивным желанием.
Его «либидо-экономика» предполагала потенциально бесконечный запас объектов желания и относительный дефицит самого желания — таким образом, то, что было потрачено на удовлетворение через оргазм, становилось недоступным для сублимации и реализации в культуре6. «Либидо-экономика» Райха, напротив, исходила из неограниченного использования либидо как ключевого для нормального функционирования индивида и общества, в то время как сбережение либидо вело к неврозам и параллельному застою энергии — этой универсальной валюты жизни. Только постоянный расход без всяких ограничений (доступный всем и каждому в равной степени) мог поддерживать либидо в постоянной циркуляции и обмене, обеспечивая здоровый и продуктивный характер экономики, предотвращая спады, кризисы и перебои, которые, по Райху, являлись результатом накапливания либидо и неравномерного доступа к его трате в классовом обществе.
Райх считал проституцию отклонением, но только потому, что отношение, базирующееся на принципе «легко пришло — легко ушло», за которое проституток традиционно порицали, должно разделяться, по Райху, всеми в обществе, где возможности финансовых и либидозных трат распределены справедливо — так, как они были распределены в примитивном матриархате — по описанию этнографа Малиновского.
В 1936 году, разочаровавшись в политических партиях, которые до этого разочаровались в «оргазмической потенции», Райх занялся тем, что он считал беспрецедентно успешным сращиванием фрейдизма и марксизма. Райх утверждал, что его успех в этом теоретическом предприятии был обусловлен «открытием» общей для этих двух течений энергии — то, что Фрейд определял как либидо, а Маркс — как производительную силу, Райх переосмыслил как «космическую энергию оргона»7. «Оргон» (термин, произведенный от оргазма, организма и экономики) представлял собой валюту космоса, физически измеримую, считал Райх, и всеобще конвертируемую, проявляющуюся в живых организмах как биологическая энергия, а в неживой материи — как лучащийся голубой свет.
Фундаментальным законом, регулирующим здоровую космическую экономику, должно было быть постоянное увеличение и расход, а не накопление в облаках и телах — идея, которую Жорж Батай развил в своей общей экономической теории в сороковых годах двадцатого века, подчеркивая, что солнце производит энергию с «бесконечной щедростью», ничего не получая взамен. Образ проститутки у Батайя в «Эротике» (1957), так же, как у Маркузе в «Одномерном человеке» (1964), — воплощение восхитительной, бескорыстной, не приносящей плодов растраты, которая, таким образом, становится фигурой отрицания, тем, что Маркузе называл «великим отказом императиву бизнеса», и буржуазной догме сбережения и вложения, противоядием отчуждению от труда и сексуальности.
Таким образом, в тридцатых и сороковых годах Райх и Батай уподобили трату ради траты общим физическим законам, оправдывая свою экономику закономерностями природы, подобно тому, как Фрейд заявлял, что вывел свои законы психической экономики из положений физики.
Придавая бесцельной, расточительной трате статус естественного закона — представляя ее как универсальный принцип мироздания, идущий вразрез, тем не менее, с капиталистическим императивом накопления и вложения в рост, — эти либерально-мыслящие философы парадоксальным образом помогали придать статус естественного явления психологии потребления. Оборотной стороной «экономики либидо», вкратце освещенной в данной статье, является развитие маркетинговых исследований, через которые экономисты и рекламщики двадцатого века подвергли радикальному пересмотру принципы неоклассической экономики и ее исходного постулата о природе homo oeconomicus, продемонстрировав, что саму потребность тратить без какой-либо выгоды можно рекламировать и продавать.
Более того, из этой потребности можно вывести экономические теории, обещающие спасение посредством трат — такие теории были предложены Ж. М. Кэйесом в тридцатых и Дж. Маршаллом, разработавшим знаменитый эклектический план, носящий его имя, в сороковых годах. Это желание тратить только чтобы потратить — которое, в сущности, представляет собой желание самого желания, стало обиходным явлением наших дней, проявляющимся в таких банальных формах как «shopping-therapy» или использование «Виагры», мало чем похожих на «великий отказ», к которому призывал Маркузе.
Все это убедительно демонстрирует успех капиталистического общества потребления в создании — через маркетинг в том числе — нового образа потребителя, не как homo oeconomicus, но как homo desiderans, или homo sexualis: субъекта, в котором желание превосходит рассудок и всегда больше, нежели его потенциальный объект. В конечном итоге, через теории либидозной траты, усовершенствованные в дальнейшем Батайем и Лиотаром, желание тратить, а не инвестировать, становится переосмысленным не как революционный либидозный вызов капитализму, но как его плоть и кровь, укорененная, более того, в самой природе, как фундаментальный закон мироздания, не нуждающийся, таким образом, в объяснении.
- 1 Фрагмент текста «Либидинальная экономика, проституция и потребительская культура» опубликованного в журнале Кабинет «Ю», Картины мира III, Скифия-принт, СПб, 2010, с. 189–210
- 2 См. Sigmund Freud. The Unconscious (1915) // On Metapsychology: The Theory of Psychoanalysis / A. Richards (ed.). Harmondsworth: Penguin, 1984. P. 184
- 3 См. Sigmund Freud. Psycho-Analysis (1926) // Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud / James Strachey (ed.) Vol. 20. London: Hogarth, 1953–1975. P. 265–266
- 4 См., например, Frank J. Sulloway. Freud, Biologist of the Mind: Beyond the Psychoanalytic Legend. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1992. P. 62–69
- 5 См. Sigmund Freud. Fragment of an Analysis of a Case of Hysteria («Dora») // Case Histories 1: «Dora» and «Little Hans» / A. Richards (ed.). Harmondsworth, 1977. P. 153; Sigmund Freud. The Origins of Psychoanalysis. Letters to Wilhelm Fliess, Drafts and Notes: 1887–1902 / Marie Bonaparte, Anna Freud, Ernst Kris (eds.). New York, 1954. P. 325
- 6 Как Фрейд заменил в «Civilization and Its Discontents»: «Поскольку человек не обладает бесконечным запасом либидо, он должен достигать своих целей, расходуя его экономно» (Civilization and Its Discontents [1930] / ed. & trans. James Strachey. New York: W W Norton, 1962. P. 55
- 7 Wilhelm Reich. People in Trouble / trans. Philip Schmitz. New York: Farrar, Strauss and Giroux, 1976. P. 71