Наталья Шапкина
Праздник весны. Согласие и очищение
«Пол кирпича», ВИА «Урожай» и «Tail»в Музее сновидений Фрейда
Однажды в холодный зимний вечер призракам Фрейда по всем правилам сновидения приснился праздник весны. Весну встречали коллективы музыкантов «Пол кирпича», ВИА «Урожай» и «Tail», порадовав пришедших своими экспериментами в области звука. Концерты шумовой музыки в Музее сновидений уже успели стать доброй традицией. Каждое такое мероприятие приносит волну творческой энергии, энтузиазма и вдохновения, которыми участники делятся с публикой, создавая возможность для пришедших вырваться на несколько часов из привычной системы отношений.
А отношения эти, хотим мы того или нет, признаем это или нет, имеют экономическую и политическую окраску. А сегодня в современном нам мире объекты искусства зачастую становятся просто товарами наряду с другими, утрачивая тем самым свой смысл и свои уникальные особенности, стирающиеся под ценником, приводящим все к единому денежному эквиваленту. Экономика мероприятий в музее сновидений Фрейда ближе к пониманию экономики в психоанализе, которая ничего общего не имеет с пониманием этого слова как связанного с различными финансовыми манипуляциями.
Экономика Фрейда – это распределение энергии либидо, термин, вызванный к жизни пониманием того, что разные мысли и представления имеют далеко не одинаковое значение для душевной жизни человека, которая в свою очередь приводится в движение благодаря желанию. Желанию не конкретного объекта, но желанию продолжать движение, желанию поддерживать игру желаний. Именно в связи с таким психоаналитическим желанием, желанием, находящимся на стороне субъекта, желанием, сопротивляющимся утрате различий, как мне кажется, и изобретаются события в музее сновидений. Желание музыкантов поиграть для людей + желание людей придти + желание музея = атмосфера творчества, праздник весны и духа.
И неудивительно, что музыка, представленная на концерте, именно шумовая. Музыка, буквально настаивающая на своем экспериментальном, уникальном, живом характере. Музыка, уже в самом основании которой, лежит принципиальная невозможность стать на службу потокам капитала и превратиться, например, в звуковое сопровождение в каком-нибудь гипермаркете. Это музыка, при соприкосновении с которой, порой хочется закрыть глаза на внешний мир и целиком погрузиться в звуковое сновидение, наполненное множеством неожиданных вариаций сгущений и смещений акустических образов.
«Учись слушать душой» — лозунг «Школы Шума», организованной Гошей Солнцевым из коллектива Шумы России, можно преобразовать для мероприятий музея в напутствие «Учись душой», символизируя тем самым желание продолжения древнегреческих традиций познания, где познание вообще неразрывно связано с познанием себя.