Наталья Шапкина
Спектакль [К.У.Р.И.Ц.А.] или девочка, какающая клубникой
Театр BABAEVO, театр DEREVO, театр BALANCE, музыка — TAIL
Авторство иллюстарции не установлено
Молодость, эксперимент, драйв, чувства, фантазии, перья, поиск — слова, которые приходят на ум по поводу выступления творческой компании, представившей свой спектакль в Музее сновидений Фрейда.
Уход от стандартов, шаблонов, желание делать и узнавать новое соединили в этот вечер самых разных людей (раз уж журнал наш посвящен лакановскому психоанализу, скажу, что среди публики была замечена одна серьезнейшая представительница этого направления).
Помимо самого спектакля, еще одним источником вдохновения для написания этой заметки стала статья Дмитрия Комма и Анжелики Артюх «Ценности Муры», где для распространенной сегодня культуры найдено очень точное сокращение «Мура». Авторы убедительно нам показывают то, что сегодня в российском кино, возобладала тенденция шаблонного массового воспроизводства в ущерб творческому акту.
А кино, как нам хорошо известно, благодаря психоанализу, не просто важная часть человеческой жизни, но часть жизни, обладающая конституирующей, творящей силой, задающей форму самой культуры, в которой мы живем и от которой зависят наши представления о себе и о мире. Да и вообще четкую границу между субъектом и той культурой, которой он принадлежит провести невозможно, она и внутри, и снаружи.
Кажется, при чем здесь кино и его психоаналитическое понимание, если речь идет о спектакле с таким взбалмошным названием? А связь, на самом деле, очень проста: разговор о спектакле «[К.У.Р.И.Ц.А.] или девочка, какающая клубникой» — это разговор о новом, творческом, бескомпромиссном желании. Разговор о том, чего так не хватает сегодня и популярному кино, и тому, что называют порой «современным психоанализом», и можно сказать российской культуре в целом.
Здесь же я хочу обратить внимание на деятельность тех людей, которые этой самой «муре» активно противостоят! Ребята, представлявшие свой спектакль в музее, молоды не только по возрасту, но и душой, что кажется очень важным, редким и значимым сегодня. А сама эта душевная молодость, по-моему, характеризуется способностью к эксперименту, импровизации, возможностью отказаться от навязчивых подсчетов, расчетов, прогнозов, столь характерных для «взрослой» жизни, привязанной к категориям эффективности, стабильности, которые при ближайшем рассмотрении необходимы в большей степени для того, чтобы связать страх, нежели для решения каких-то практических задач.
Хотя, что может быть более важным в практическом отношении, чем задача справиться со страхом и неизвестностью?! Сложность заключается лишь в том, что задачи эти в большей степени относятся к нашей бессознательной жизни, что обусловливает проблематичность культурных трансформаций, ведь наши бессознательные мотивы от нас скрыты, и мы имеем дело лишь с различного рода рационализациями, которые могут быть очень подвижными и изобретательными в выдумывании необходимых нам причин.
Искусство — та часть культуры, которая может и должна брать на себя эту функцию создания множества способов символизации наших бессознательных мыслей, самых сложных и удручающих аффектов.
Выходит, что на хрупких плечах этих творческих людей лежит большая ответственность за формирование другой культуры, разнообразной, более свободной от предрассудков и жестких нормативов. И здесь хочется вспомнить мудрую фразу Фрейда из работы «Неудобства культуры»: «Соблюдение высоких этических требований наносит ущерб целям культуры, поскольку оно напрямую поощряет зло»1.
Интересно, что люди, как мне кажется, в России особенно часто забывают о различии, существующем между искусством и жизнью,
предъявляя порой художественному произведению требования адекватные для повседневной жизни, а в самой социальной действительности поощряется попустительство, отсутствие четко артикулированной позиции и уж тем более готовности ее отстаивать и бороться.
И в этом контексте думается, что российское искусство должно наконец позволить себе хоть иногда быть радикальным, злобным, жестким, брутальным, авантюристским, выходящим за пределы самого себя, чтобы создать тем самым возможности для символизации и репрезентации агрессивных и неартикулированных мыслей, чувств, поддерживающих довольно напряженную атмосферу социальной жизни в России.
- 1 Фрейд З. Вопросы общества и происхождение религии, Москва, ООО «Фирма СТД»,2008, с.240