Екатерина Синцова
Кинопрограмма «Японская шокотерапия»
Хорошего кино много не бывает. Фильмы, которые захватывают и потом еще очень долго не «отпускают», хочется смотреть много и не один раз. У Музея сновидений Фрейда сложилась добрая традиция — каждый год в феврале месяце, после окончания всей посленовогодней суеты, собираться перед большим экраном для погружения в очередную кинопрограмму, специально подготовленную для музея кинокритиком Дмитрием Коммом.
В этом году состоялся уже пятый «сезон», который назывался «Японская шокотерапия». Кинопоказы Дмитрия Комма всегда собирают полный зал, несмотря на заявленное отсутствие русского перевода (зачем портить фильм?), о них регулярно спрашивают посетители, просят записать показанные фильмы и т.д. Предоставленная нам возможность увидеть сквозь призму кинематографа мир во всем его многообразии не может не радовать. Смотреть эти фильмы, особенно в стенах музея — бесконечное желание наслаждения. За счет многочисленных отражений изображение полностью захватывает, зритель с экраном сливаются, становятся частью инсталляции. Смотреть фильмы в музее более чем уместно, правильно и нужно!
О связи кинематографа и психоанализа можно писать бесконечно много. Они связаны между собой не только годом своего появления — 1895, но и революционными изменениями, одновременно произошедшие в 60-е с приходом «Новой волны» в одном поле, а в другом — революционным учением Жака Лакана. Практически все фильмы, показанные в музее в программах «Между мечтой и кошмаром», «Город греха», «Роковые женщины Востока», «Японская шокотерапия» датируются 1960–70-ми г.г. Возможно многие считают, что и сейчас снимается достаточно фильмов, зачем «нюхать нафталин?».
Но, увы, современный кинематограф пропагандирует совершенно другие ценности и это отдельная, многогранная тема для разговора. Зритель, воодушевленно пересказывающий сюжет очередного мультяшного блокбастера — скорее всего, уж простите, вряд ли вдохновится фильмом Джесса Франко или Рикардо Фреда.
Фильм «Секс и ярость» открывал программу «Японской шокотерапии». Немного предыстории. Кризис кинематографа 60-х, вызванный растущей популярностью и доступностью телевидения, затронул и Японию. Также как в Америке и Европе, киностудии искали способы привлечения зрителей. Выход был один — снять такое, что никогда не будет показано по телевизору.
В вропе, например, сделали это с помощью жанра exploitation, то есть эксплуатации темы секса, насилия и всевозможных перверсий. В Японии крупнейшие студии разработали свой фирменный стиль, как, например, студия Никкацу стала специализироваться на стиле «roman porno» — эротических софткорных фильмах. Студия Тоэй, взяв за основу традиционный жанр фильмов о якудза, сделала главной героиней и источником насилия женщину — так появился жанр pinky violence. Фильм «Секс и ярость», снятый в 1973г. режиссером Норифуми Судзуки, является одним из лучших образцов и великолепно подходит для знакомства с этим жанром. Сюжет незамысловат — Япония конца XIX века. На глазах у маленькой девочки происходит убийство отца.
Она вырастает, становится профессиональной карманницей, игроком в карты, ну и, само собой разумеется, виртуозно овладевает мечом (кстати, в отличие от Китая, в японской культуре не было традиции женщины-воина) и искусством соблазнения. Цель ее жизни — найти и отомстить убийцам отца. Этот фильм открыл одну из двух звезд жанра pinky violence- Рэйко Икэ.1
В сюжет неожиданно красиво вписывается шведская актриса Кристина Линдберг, играющая британскую шпионку, которая говорит по-английски и по-японски с ужасным акцентом, и носит она платья, мягко говоря, совсем не соответствующие эпохе.2 Кажется, что в этой истории есть все — великолепная хореография битв на мечах, психоделика,3 обнаженное женское тело, секс, насилие, вульгарный юмор, садомазохизм, политический и исторический контекст.
Чего стоит одна из первых сцен фильма, в которой полностью обнаженная Рэйко Икэ сражается с толпой бандитов!4 А ее избиение плеткой, искусно связанной на фоне распятия Христа и покорно-похотливо взирающих на это действо группы монахинь?5 Стилистически фильм собран из многочисленных шоу стопперов, и не всегда сохраняется последовательная логика. Но нужна ли она, когда здесь столько динамики и …секса? Одним словом — смотреть и видеть. А тем, кто по-прежнему считает, что Тарантино гениальный самобытный режиссер — смотреть тем более!6
До «Секса и ярости» Норифуми Судзуки в том же 1973г. выпустил фильм «Сукэбан блюз: месть». Иногда его называют «классикой» жанра pinky violence. Это четвертая история в серии о плохих девчонках. Собственно название произошло от сленгового слова сукэбан, которое означает главу женской банды. Сюжет отдаленно напоминает фильмы о якудза, но визуально — это совсем другая эстетика! Необыкновенную популярность этому фильму принес сложившийся дуэт Рэйко Икэ и Мики Сугимото.
Полный отрыв!7 Стильные девчонки, кажется сами плохо понимающие, кто они такие, сбегают от полиции, оказываются в чужом городе и пытаются «застолбить» территорию. Каждую минуту в кадре что-то происходит — переделки, стычки с другой женской группировкой, с местной мафией, которая похищает у них девушек и заставляет заниматься проституцией в турецких банях и т.д.8
А как они таскают друг друга за волосы и бьют друг друга бутылками (причем без дублеров)!9/10 Режиссер Судзуки с присущим ему чувством непокорности всему, что касается слова «власть» и любящий давать социальный подтекст в своих картинах, на этот раз четко обратил свой гнев против мужчин и их империй, иллюзий относительно собственной свободы, благородства, честности и власти. Кажется, что в этом фильме нет ни одного положительного героя-мужчины: мафиози, полицейский, который с легкостью забывает про свои служебные обязанности при виде халявного сакэ, любовник главной героини, который предает ее ради своего спасения…
А вот девчонки молодцы: потрепали друг друга, а потом вместе отомстили за себя. Японцы давным давно поняли, что к кино не нужно относиться слишком серьезно. Фильмы pinky violence часто наводят на мысль, есть ли хоть какая-то связь или отсылка к так называемой «реальности»? Пытался ли режиссер рассказать о чем-то серьезном с помощью вымышленной истории или он подтрунивает/издевается над публикой/политиками/власть имущими (как делал Норифуми Судзуки)? Если в кадре насилуют, пытают, избивают девушек — это режиссер-женоненавистник или так снято для зрителя, который хочет оказаться в роли наказующего/наказуемого? Решать собственно зрителю. Или не думать об этом, а просто наслаждаться зрелищем.
В фильмах pinky violence, кстати, даже в сценах с изнасилованием, никогда не будет трагически-драматической музыки, которая бессознательно повлияет на отношение. Зритель увидел, а дальше вопрос: «А что Я думаю об этом?». «Секс и ярость» — это кино, которое заставляет двигаться, дает ощущение свободы и желание бунтарства.
Всем хорошо известно, что японцы крайне болезненно перенесли поражение в войне. Все, во что они верили, оказалось за бортом послевоенного мира. От полного отказа от собственных желаний во имя государства — к таким новым понятиям, как демократия, гуманизм. Эти слова даже специально записывали не иероглифами, а азбукой, дабы подчеркнуть их новшество для японского социума.
Устоявшиеся идеалы оказались ненужными. Соответственно отныне человек мог доверять только тому, что испытывал сам, своим личным физическим желаниям — желанию есть, спать и иметь физическую близость.
Произошла революционная переоценка места человека в обществе. Манифестом этого нового взгляда на мир стала репрезентация желаний индивида, в том числе бoльшей сексуальной свободы. Эпоха 1950-х оказала огромное влияние на японцев. Видимо как бессознательная реакция общества на историческую ситуацию (прежде всего американская оккупация), необыкновенную популярность приобрел садомазохизм — с помощью новых медиа ресурсов, печати (например, журналы Kitan Club и Uramado), открытых публичных представлений со связыванием и т.д.
Фильм «Черная ящерица» режиссера Киндзи Фукасаку (1968г.) отличается от жанра pinky violence. Это первый фильм в стиле эрогуро — сокр. от «эротический гротеск» (фильм «Слепое чудовище», о котором писали в Лаканалии №2, также относится к этому стилю). Вообще эрогуро — это детективные истории, связанные с сексуальными перверсиями (Эдогава Рампо был одним из первых авторов подобных историй). Магнетизм этого фильма не только в каких-то нереальных декорациях, картинах Обри Бердслея, флуоресцентных фресках, а, конечно, в главной героине, точнее герое, потому ее играет мужчина. Актер Маруяма создал уникальный, запоминающийся, харизматический, двойственный образ.
Причем делает он это настолько утонченно, не вульгарно, тонко, что не влюбиться в нее\него невозможно. Романтическая мелодрама о том, как скромный детектив увлекается воровкой драгоценностей, которую должен поймать. Здесь, как в сказке, есть горбуны, карлики и даже Музей современного искусства с восковыми фигурами, например, мускулистого Юкио Мисима.
Уже в 1960-х заговорили о желаниях женщины. Посредством свободной физической любви женщина могла добиться той же свободы личности и получить такую же сексуальную автономию, которая есть у мужчин (собственно понятие скромности и сексуального стыда придумали мужчины, чтобы подчинить себе женщин). Фильм «Чудовище в темноте» (1977г.) — детективная история, основанная на рассказе все того же Эдогава Рампо. Главный герой — автор классических детективных рассказов.
Обеспокоенный растущей популярностью таинственного автора-конкурента, который активно использует в своих рассказах темы секса, насилия и перверсий в качестве мотивов преступлений, он начинает вести поиски. Однажды герой случайно сталкивается с супругой влиятельного господина, которая, как оказывается в последствие, до замужества была знакома с этим автором-невидимкой, и теперь, по прошествии многих лет, столкнулась с его письмами-угрозами.
Погони, преступление, расследование, черный юмор, секс, избиение плеткой, традиционный японский быт — все это сплетается в очень красиво сделанный фильм. Тай Като, еще один из выдающихся японских режиссеров, был мастером исторических и гангстерских фильмов.
Его стиль отличается частым использованием нижней точки съемки, четким, выверенным построением кадра, игрой с отражениями, использованием цвета и света для усиления восприятия и доставления, прежде всего, удовольствия зрителю.
По мере приближения кинопрограммы к концу, жестокость и насилие в фильмах становились все более шокирующими. Фильм «Оргии в Эдо» (1969г.) — яркий спектакль, менее всего похожий на реальность, а скорее на сильно разыгравшееся воображение. Великий и ужасный Тэруи Исии! Кино, снятое без компромиссов режиссером, с медицинским хладнокровием подходящим к сценам с пытками.
Кстати, Исии в свое время тщательно изучил документы периода Эдо (XVII-XIX вв), в которых описывались способы пыток и наказаний, причем по его собственным словам, очень многое даже он не рискнул перенести на экран. Собственно именно Исии увеличил градус и количество секса с насилием в японском кинематографе 60-х. Несмотря на все происходящее в кадре, создается впечатление, что режиссер все таки не забывает о принятой в обществе морали. Он не опускается ниже этих норм, просто ему нравится изображать темные стороны человеческих желаний, что вполне соответствует традиции эротического гротеска.
Надо ли говорить, что Исии был большим поклонником Эдогава Рампо? Собственно «Оргии в Эдо» — триптих из садо-эротическо-драматических рассказов. Первая мелодраматическая история не без легкого садизма о том, как бедная девушка вынуждена заниматься проституцией, дабы расплатиться с долгами своего нерадивого любовника. Вторая — о девушке, в детстве изнасилованной мужчиной с обезображенным лицом. С тех пор сексуальное удовлетворение ей доставляли только садомазохистские игры, причем еще желательно с карликами и уродами.
К слову сказать, в фильмах этого жанра крайне часто изнасилованные барышни влюблялись в своих насильников, и более не могли вернуться к «нормальной» сексуальной жизни. Это история не только о сильных чувствах от насилия и боли, но ревности и мести. Апофеоз — третья история о безумном правителе-садисте, короле гарема, в котором есть он и множество юных красивых девушек для осуществления его сексуальных фантазий. Жестоко издеваясь над ними ради удовольствия и развлечения, он, наконец, находит ту, которая идеально понимает все его желания.
В фильме есть несколько очень запоминающихся эпизодов, как, например, сцена, в которой стадо разъяренных быков терзает девушек в красных платьях, постепенно оголяя их и убивая. Или рассечение матки и извлечение плода из чрева матери.. Этот фильм точно для зрителя с крепкими нервами. Фильмы pinky violence невозможны без сцен связывания, подвешивания, избиения и изнасилования женщин. Кинбаку (или сибари) — связывание веревкой — это форма эротического искусства, фетишизм женского тела. Ну, куда же японцы без эстетики! Когда-то самураи учились, как быстро связывать врага или преступника, наказывая его, таким образом, морально и физически.
Пытка с подвешиванием и избиением плетью использовалась для получения признания. Многие художники, естественно, вдохновлялись этим зрелищем и сейчас их работы объединяют в направление сэмэ-э. Потом сцены со связыванием перекочевали в спектакли театра Кабуки и к девушкам в увеселительные кварталы. Веревка, узлы — занимают особое место в японской культуре. Священная соломенная веревка симэнава в синтоизме считается символом чистоты, используется для ритуального очищения, обозначает вход на территорию святилища.
В одежде веревка соотносится со шнурком, которым подпоясывают кимоно. В древности члены одного рода завязывали свои пояса одинаковыми узлами, ставшие прототипами фамильных гербов. У буддийских монахов есть практика связывания, опирающаяся на йогические техники, для достижения предельной самоконцентрации. Всем известно, что японское классическое искусство стремится явить красоту мира малыми средствами — одним взмахом кисти, несколькими поэтическими строчками, строгостью, лаконичностью и простотой художественной формы.
Чем больше деталей, тем меньше пространства для воображения остается зрителю. А смысл кроется в том сокрытом, неявном, том призыве к созерцанию и размышлению, который несет произведение — очевидное влияние дзен-буддизма. Искусство связывания — продукт того же культурного контекста. Минимальное количество обвязок, физическая красота, графика переплетений, форма, возникающая из воздуха. Веревка схематично очерчивает контуры тела, дает возможность сконцентрироваться на внутреннем, на переживании состояния «здесь и сейчас». Сила, с которой связывают, никогда не должна причинять боль, ощущения курсируют на острой грани между болью и наслаждением.
На самом деле женское кимоно — тоже определенное обездвиживание, связывание, ибо быстро передвигаться в нем невозможно. Есть мнение, что веревка служила и служит символом власти и контроля над женщиной в форме эротической фантазии и игры — до тех пор, пока статус и роль японской женщины не будут изменены. Это символический протест против существующего положения женщин в обществе.
Садомазохистская сила и власть представлены как параноидальные темы. Садомазохизм таким яростным способом обнажает жестокость абсолютной власти. В конце 1960-х какой-то гениальный кинопродюсер, тонко прочувствовав дух времени, решил рискнуть и привнести популярную эстетику садомазохизма и кинбаку на большой экран, дабы спасти студию от банкротства. О том, что из этого получилось, вы уже в курсе.
Завершал кинопрограмму фильм «Женщина-ноль. Красные наручники» (реж. Юкио Нода, 1974г.), снятый по мотивам популярного комикса. Исполнительница главной роли — Мики Сугимото — в роли равнодушной социопатки, плохой девчонки, которая больше молчит, чем говорит, предпочитая визуальное вербальному. Она агент Ноль, работает вне закона и не является ни полицейским, ни преступником… ноль с обеих сторон.
Убив иностранного дипломата, замучившего до смерти ее подругу во время сексуальных игр, она оказывается в тюрьме. Дабы избежать пожизненного заключения, героиня вынуждена согласиться на сделку и внедриться в банду сумасшедших бандитов-насильников, похитивших дочь видного политического деятеля, уничтожить все следы этого преступления, включая самих похитителей, и вернуть девушку в обмен на собственную свободу.
Погони, убийства, насилие, фонтаны крови, магические смертельные красные наручники, фантастическая игра всех актеров, музыка, одним словом драйв от начала фильма до конца! Нельзя не заметить «тонкого» намека, брошенного режиссером в адрес американских баз в Японии сценой, в которой герой писает на табличку «U.S.Navy.» ..
P.S. Мики Сугимото спустя три года после этого фильма закончила актерскую карьеру и стала воспитателем в детском саду.
Все фильмы «Японской шокотерапии» — жанрово и стилистически разные, но объединены ощущением свободы, движения, чувственности, жизни, отсутствием навязанной масс-медиальной культуры. Что касается фильмов pinky violence, безусловно, секс и обнаженное тело были «приманкой» для зрителя, однако неспроста спустя столько лет они продолжают вызывать интерес. Собственно многие из них признаны одними из самых стильных и красочных картин в истории японского кинематографа. По силе воздействия цветом фильм «Секс и ярость» смело можно сравнить с фильмом Дарио Ардженто «Суспирия».
Это истории, которые ориентированы на диалог со зрителем. Как сказал один из героев фильма «Сукебан блюз»: «Я снимаю кино для людей!»
И, надеюсь, до встречи в Музее сновидений Фрейда в 2011 году на программе «Другой нуар». Приходите, скучно не будет!