Виктор Мазин
Вампир на солнце. Цифры в оффсайде
В футбольном эфире нередко сталкиваются две фразы. Одна — «Статистика знает всё», другая — «Футбол непредсказуем». Эти фразы звучат как формулы-антагонисты.
Сразу стоит сказать, что статистика в футболе призвана привнести в игру некий элемент расчета. Что это за элемент? Это — элемент, позволяющий вписать футбол в те координаты, в которые попал сегодняшний субъект. Не случайно несколько лет назад один крупный ученый сказал мне назидательно: «Иди, учи статистику! Она знает всё!» Тогда я ничего не понял. Зачем? Почему? Как это «она» знает? Что такое «всё»?
Я знал только то, что для психоанализа элемент расчета, что кол вампиру. Прошло несколько лет, и другой ученый в статистическом порыве спросил знакомого психоаналитика, пишущего работу о творчестве Альбера Камю, — «А как вы собираетесь подсчитывать размеры его сублимации?» Вопрос касался жизни и смерти. Ученый полагал, что этот самый Камю жив, и можно будет произвести соответствующие экспериментальные замеры, подобные тем, что отмеряют живо несущиеся по трубопроводу баррели нефти.
С мертвым Камю, если он не встает по ночам из гроба, для ученого дело обстоит хуже. Очень уж непростые отношения складываются, как известно, с мертвыми душами, особенно — с их бухгалтерским учетом и оценкой стоимости!1 В общем, в этой презирающей различие между живыми и мертвыми статистике начинает благодаря футболу кое-что проясняться. Статистика удачно вписывает футбол в структуры потребительского неопозитивизма, зрелищного гиперкапитализма и масс-медийного вампиризма.
Статистика практически целиком и полностью опутывает футбол. Она звучит из комментаторской кабины. Она — в спортивных новостях и журналах. В газетах типа «Геральд Трибюн» страницы о футболе мало чем отличаются от тех, что посвящены экономике. О телевидении и говорить не приходится — статистика неотъемлемая черта объективности «черного ящика». И все же есть одно-единственное место, где статистики нет. Это — сам стадион.2
Разве что цифры на табло — статистический след, а так на стадионе — только игра. Перед экраном телевизора дело обстоит иначе. В этом одно из отличий между матчем на стадионе и его телевизионной трансляцией. На телеэкране не только высвечивается счет и таймер, но время от времени появляются данные о владении мячом, количестве нанесенных ударов, числе поданных угловых, информация о том, сколько пробежал по полю тот или иной футболист и многое другое. Причем, все эти «знающие цифры» появились в последние годы.
Комментатор, между тем, зачастую вообще забывает об игре и перечисляет количество сыгранных между командами матчей, забитые голы, начиная с 1913 года, общую стоимость всех футболистов на поле, их технико-тактическую эффективность, креативность, продуктивность и т.д. В общем, элемент расчета нередко затмевает в комментарии саму игру. Ясное дело, на телевидении всё должно быть по науке!
Интересно, что статистика, которая «знает всё», может очевидно совпадать с тем, что происходит на поле, а может и вовсе не совпадать. Так, статистика указывает на то, что команда «Зубило» имеет подавляющее преимущество во встрече с командой «Шайба».3 Она владеет мячом 80% игрового времени. И что, это обязательно говорит о ее превосходстве? Каждому любителю футбола понятно, что это может быть вопросом тактики. «Шайба» просто отдает инициативу, например, чтобы усыпить бдительность соперника и поймать его на контратаке.
Вот задача: игрок команды «Зубило» Кувырнюк, подобно прославленному Джорджу Бесту, пробежал за игру всего 1 километр, а его партнер Забавняк пробежал 15. Кто из них был полезнее на поле? Понятно, что ответ может дать только тот, кто видел игру, а не тот, кто «по науке» ушел с головой в «знающие цифры». Парадокс в том, что ученого при этом вполне можно принять за его антипода — за мага, гадающего на цифровой гуще крови. Вот еще одно столь интересное место встречи неопозитивизма с неомистицизмом!
Вот где Ван Хелсинг в своей научной одержимости вампирами превращается в ведуна-колдуна. Кстати, статистика присутствует и в характеристике работы учёного мага: так прогнозы ректора Астрологического института, как сообщает интернет, осуществляются с вероятностью не менее 85 процентов. Процент убеждает: гадание по звездам — позитивистская наука. Что уж говорить о психоанализе?! Оцифруем и его! Будет как мёртвенький!
Вернемся, однако, на поле. Да, Кувырнюк особенно по полю не бегал, но сколько же он отдал точных передач! Может быть, нужно не километры считать, а точные передачи? Действительно, оказывается, Кувырнюк 30 раз отдал точные передачи. Какой молодец! Вот только получается, что он все время назад трусливо пасовал.4 В то же время его партнер, легионер Чучугага вышел на замену на пять минут и отдал один пас. Один, но зато какой! Благодаря этому пасу был забит решающий гол.
В общем, статистика, призванная показать продуктивность, креативность и эффективность, может быть очень даже увлекательной для тех, кто предан бухгалтерии души.5 Она может приносить подлинное наслаждение сама по себе. Ясно, что автор этих строк, понимая это, не выступает против статистики, да и за нее тоже не подает голоса. Сегодня для кого-то игра сама по себе вполне может быть эпифеноменом статистики. Важно то, что с самой игрой как таковой статистика отнюдь не связана намертво.
К счастью, ценность так называемого человеческого несциентизируемого фактора, похоже, понятна даже футбольным функционерам, поскольку уже столько лет удается противостоять всем попыткам сциентизировать, объективировать игру — ввести в нее компьютеры, дополнительные камеры контроля и слежения, вмонтировать в мяч микрочип и т.д. и т.п.6 Игра должна оставаться игрой! Иначе говоря, она должна быть непредсказуемой.
В ней обязательно должна разыгрываться Драматургия Случая! В противном случае, зачем ее смотреть? Зачем в нее играть? Только ради результата? Но ведь результат свидетельствует о завершении игры, он подводит ей итог. Результат — приостановка игры в ожидании следующего матча. Игра ведь не совершается только ради удовлетворения влечения к расчету любителей статистики и прочих заложников идеи информации. Им вообще ничего не нужно смотреть, кроме сводки. Зачастую даже комментаторы оказываются рабами идеи информации. Вдруг во время трансляции голос комментатора исчезает. Он возвращается через несколько минут с очень странными словами: «Я тут в интернете информацию смотрел, но за это время на футбольном поле ничего интересного не произошло!» Такое случается, увы, нередко.
Так и хочется спросить этого самого комментатора: «Откуда же тебе, братец, известно, что ничего интересного не произошло? Ведь ты же не смотрел на поле! Ты же, дорогой мой, «информацию» отслеживал, влечение к расчету в одиночку удовлетворял. Что же ты называешь интересным?» Один из модных комментаторов НТВ+ в подобной ситуации как-то умудрился прозевать гол, то, что, на его взгляд, являет собой самое ценное в футболе.
Он успел произнести коронную фразу о том, что в его отсутствии, разумеется, ничего интересного на поле не произошло, а потом все же заметил, что счет-то на табло изменился. Вот он в растерянности и говорит: «А когда это они гол забили, а?» Его растерянность понятна, ведь он не только эпизод игры прозевал, но эпизод, который привел к изменению счета. В общем, прошляпил тот самый элемент расчета, за которым вне игрового поля гонялся!
Откуда явился этот элемент расчета? Понятно, что он существовал и на заре человечества. Понятно, что люди всегда считали своих баранов. Господа вели подсчет своих воинов, пленных, рабов — своего имущества. Понятно, что статистику можно возводить к библейской «Книге Чисел». Однако элемент расчета обрел научный статус десять столетий спустя в связи с новой фазой становления Капитал-Вампира. Теперь он играет принципиальную роль в статистической ориентации в непредсказуемом и дезориентированном мире.7 Элемент расчета призван установить воображаемый контроль над ситуацией.
Он должен совладать с непредсказуемостью, то есть привнести в игру то, что не от игры, а от ее остановки. Он введен в игру, чтобы сделать ее прозрачной, чтобы сциентизировать Случай. Непредвиденность ужасает. Но, как говорит Рената Салецл в своем анализе страхов гиперкапитализма, страх производится стремлением страх этот избежать.8
Итак, всезнающая статистика, распределяя, в конечном счете, статусы, должна хоть как-то совладать со страхами гиперкапитализма. Она призвана хоть как-то сдерживать паранойяльное бессознательное знание об иллюзорности знания [meconnaissance] считающего господина. Статистика как научная дисциплина появляется вместе с психологией, криминологией и прочими механизмами капиталистической идентификации в XVIII веке.9 Термин статистика ввел в 1746 году немецкий ученый Готфрид Ахенваль. Если другие университетские дисциплины хоть как-то скрывали свое происхождение от господского дискурса, то статистика и не пыталась этого делать.
Ахенваль заменил университетский курс «Государствоведение» на «Статистику»! Статистика — вот место под солнцем, где встречаются господский дискурс с университетским! Смена вывески Ахевалем привела к размене шила на зубило, поскольку в переводе с латинского status — состояние, положение вещей с точки зрения государственно-политического Закона. В общем, статусная политика придворной знати напрямую связана со статистическим элементом расчета, стабилизирующим иерархию господ и рабов. Кому как не статусным государственным мужам боготворить статистику?!
А если уж такой муж захвачен собственной бухгалтерией души, причем, пленен ею исключительно бессознательно, тогда, можно сказать, государству повезло, в его аппарате самоустановился отличный бюрократический шарнир! Бюрократия от неопозитивизма сегодня отнюдь не случайно одержима статусами10 и статистикой.
Статистика — неотъемлемая часть бюрократического недоверия словам. Недоверие это оборачивается явлением двух призраков. Не веришь — открой бессознательное! Уж оно-то знает! Одного призрака зовут Призраком Прозрачного Значения Слов, или на бюрократическом языке — просто ПэПэЗэС. Второго зовут Призраком Устойчивой Цифры (ПУЦ). ПэПэЗэС в отчаянии требует перевода всей многоголосицы на один, понятный ему язык. Этот дососсюровский призрак не верит ни в произвольность знака, ни в черту, отделяющую означающие от означаемых. ПэПэЗэС наделен мистической верой в соответствие слова одному предустановленному значению.
Эта научно-паранойяльная вера, конечно же, подрывается постоянным бессознательным вырыванием скобок скрепления, лакановских point du caption. В общем, ПэПэЗэС ведет вечную войну со своей собственной вавилонской башней, в то время как нумерологический ПУЦ пытается хоть на миг остановить паранойяльное коловращение своего собственного я в череде других и хоть на время вбить в потоки означающих скрепки степлером статусной статистики (СС).
Поразительно, но оккультно-неопозитивистские ПУЦ и ПэПэЗэС пытаются внести элемент расчета не только в нарциссические либидо-потоки, но и в безостановочные потоки капитала. Именно такая бухгалтерия души обусловливает встречу Технаучных Призраков с Капитал-Вампирами. На этой встрече СС призвана приостановить движение либидо-капитала, остановить на мгновение матч, чтобы Капитал-Вампир под прикрытием Технаучных Призраков успел припасть к потоку своим предательски нежным ртом с ярыми клыками. Установить СС-контроль, значит создать иллюзию прочно вбитого кола в нарциссический беспорядок. Это и называется навести порядок.
Элемент расчета, между тем, может обеспечить игру не на поле, а игру другую, для многих куда более азартную, — ту, что разыгрывается в букмекерских конторах, там, где нередко решается исход самой игры, там, где делаются ставки. Ставки сделаны, господа! СС знает всё. Согласно ее данным, «Зубило» выиграло у «Шайбы» пятьдесят игр из пятидесяти! Однако страх перед очередным матчем не проходит. Игра остается игрой, и пятьдесят первую очень даже может выиграть «Шайба», невзирая на все СС-расчеты.
Тут-то ПУЦ и ПэПэЗэС включаются на полную катушку. Причем, отнюдь не на символическую Fort/Da катушку, а на анальную катушку воображаемого куша. Полная катушка воображаемого куша (ПэКэВэКу) должна справиться и с непредсказуемостью встреч «Шайбы» и «Зубила», и с извечной нехваткой благотворного баблоса (БеБе). ПУЦ и ПэПэЗэС с помощью СС-методик, основанных на алчном ПэКэВэКу, должны обеспечить БеБе-сос, вгоняя клыки скрепления в игру «Шайбы» и «Зубила».
Май 2010
- 1 См. Гоголь Н.В. Мертвые души
- 2 Конечно же, не следует путать статистические данные как часть сциентизации, объективации игры, и память футбольных болельщиков, игроков, тренеров и прочих причастных к футболу лиц. Разведение в стороны научной статистики и памяти болельщика отнюдь не простая задача. Воспоминание о том, что «Шайба» не выигрывала у «Зубила» последние двадцать лет, безусловно, влияет и на болельщика, и на ход игры. Влияние это может выражаться как в обреченности, так и в желании изменить «судьбу». Впрочем, зачем играть или болеть в обреченности?
- 3 См. кинофильм «Старик Хоттабыч», 1956, реж. Геннадий Казанский, «Ленфильм»
- 4 Игрок вполне может работать не на игру, а на статистику, по крайней мере, если не в игре, то в подготовке к ней. Вот история, которую рассказал писатель и футбольный эксперт Александр Филипенко. Как известно, великий тренер Валерий Лобановский относился к футболу по-научному. При киевском «Динамо» работал настоящий НИИ. В оценке состояния футболиста большое значение имела статистика ТТД (технико-тактических действий). ТТД состоит из разных показателей, позволяющих «объективно» оценить действие игроков на поле. В общем, ТТД показывает КПД. Защитники «Динамо» быстро сообразили, что ТТД мгновенно улучшается, если просто катать мяч по своей штрафной площадке
- 5 См. Мазин В. «Бухгалтерия души»//Машина по имени человек. Киев, 2008
- 6 Александр Филипенко высказывает несколько иную точку зрения: дело не в понимании футбольных функционеров, а в технической проблеме, поскольку необходимо внедрять нововведения сразу и в Италии, и в Габоне. «Это большая техническая проблема, на которую однажды закроют глаза, ведь сегодня никого не волнует, что в Швейцарии играют на траве, а в Сальвадоре — на минах»
- 7 [Примечание после ЧМ по футболу 2010] Не оказывается ли эта жажда заранее знать результат футбольного матча частью той символической матрицы, которую можно назвать индустрией прогностики. Эта индустрия играет на страхе непредсказуемого и дезориентированного мира. К этой индустрии можно отнести и предсказание результатов футбольных матчей во всех спортивных изданиях, и одержимость гороскопами (необычайно развившуюся отнюдь не случайно именно в последнее технонаучное десятилетие), и веру в пророческие сны (это — самый главный вопрос (!) в разговоре о снах с журналистами, которые поголовно испытывают разочарование от слов — «я не верю в пророческие сны»), и прогноз погоды (причем, важно отметить следующий парадокс: как правило, прогнозы не сбываются, но это ничего не меняет, люди продолжают на них ссылаться, что стало совсем уж очевидным жарким летом 2010 года). По ходу ЧМ по футболу в июне 2010 года в ЮАР многие масс-медиа постепенно перешли от сообщения о ходе чемпионата к обсуждению оракула, предсказывающего результаты предстоящих игр. Понятно, что оракул был не совсем человеком, но симптоматично то, что на сей раз он был совсем не человеком. Это был, как всем известно, даже людям от футбола далеким, осьминог по имени Пауль. Мы сталкиваемся с одним из господствующих швов эпохи — сшиванием естественно-научного с оккультно-пророческим. Так называемая интуиция природы не лжет. К тому же осьминога не подкупить; он не на людей, он на будущее работает. Ясное дело, после окончания ЧМ оракулы были обнаружены повсеместно. Прогностические чудеса природы повсюду: там же в Германии пророчит обезьяна Антон, в Малайзии — попугай Мина Кутти, в Аргентине — дельфин Сайко, в России — ягуар Вася, в Австралии — крокодил Гарри, в Казахстане — верблюд Картума…
- 8 См. Салецл Р. «Успех в провале: как гиперкапитализм полагается на человеческое чувство неадекватности»//Кабинет Ю. СПб., 2010
- 9 В XVIII веке, как показывает Мишель Фуко, происходит накопление индивидов в дисциплинарных диспозитивах и параллельное накопление капитала
- 10 Мишель Фуко говорит о замене в XVIII веке в дисциплинарном обществе территории на ранг, т.е. на символическое «место, занимаемое в классификации» («Надзирать и наказывать». С.213). Дисциплина вообще — «искусство ранга и техника преобразования размещений» (там же)